25.11.2020, 13:13
Неужели «еврозима» лучше «скандинавской липучки»?

В этом сравнительном тесте приняли участие 7 новых зимних шин скандинавского типа и одна новая модель зимней шины европейского типа – Bridgestone Blizzak LM005. Таким образом, мы не просто решили сравнить шины одного «скандинавского класса», но и определить их место рядом с «еврозимой». Итоговые результаты, которые мы получили, нас очень удивили. Теперь обо всем подробнее.
Как проходили тесты
Сравнительные тесты зимних шин мы выполняли на специальных испытательных полигонах в Финляндии. Для измерения реальных результатов в метрах и секундах мы использовали высокоточное измерительное оборудование. Также в обязательном порядке в каждом испытании контролировали условия по «базовой шине». В ходе каждого теста «базовая шина» несколько раз устанавливается на испытательный автомобиль. Ее результаты не идут в общий зачет, но по ним можно судить о том, изменяются ли условия проведения теста. А также по этим данным, если нет отклонения более 3%, можно откорректировать результаты шин, участвующих в тесте. Таким образом, условия, в которых проводились тесты, постоянно контролировались и были одинаковыми для всех шин.
Как мы начисляли баллы
За продемонстрированные шинами результаты в каждом испытании мы начисляли баллы. Лучшая в каждом тесте шина получала 100 баллов (100%). Другие шины, т.е. с отличающимися в худшую сторону результатами, получали такое количество баллов, которое отражает их реальное отставание от лучшей шины. Т.е., если результат конкретной шины на 2% хуже, чем результат лучшей шины (в каждом отдельно взятом испытании), то она получает 100-2=98 баллов. Результаты в торможении на снегу и асфальте мы считаем приоритетными и начисляли за них удвоенное количество баллов. Таким образом, мы можем щедрее наградить шины, обеспечивающие более короткий и безопасный тормозной путь. И, соответственно, можем «покарать» шины, которые, скажем просто, «плохо тормозят».
Испытания на льду
Раз уж мы испытывали шины скандинавского типа, то включили в программу испытаний тесты на льду. «Зацеп» на льду проверяли в разгоне и торможении, а также в управляемости на самой скользкой дорожной поверхности. Лучшие результаты в разгоне и торможении показали шины премиальных марок Continental, Michelin, Nokian. Также хорошо выступили шины Yokohama. «Неуд» получили шины Cooper – они проявили себя хуже, чем «еврозима».
В заездах по извилистой ледяной трассе отлично выступили шины Nokian, а за ними плотной группой шли покрышки Yokohama, Continental, Michelin, Continental и «еврозима» Bridgestone.
Испытания на снегу
В разгоне и торможении на снегу лучшими были шины премиальных марок, также хорошие результаты продемонстрировали покрышки Toyo. Также на снегу были проведены два теста на управляемость: на трассе, круто поднимающейся в гору, и на длинной снежной трассе. В целом расстановка сил не изменилась: шины премиальных марок отлично мчат по снегу. Но также хорошо, и даже отлично при активной езде выступила «еврозима» Bridgestone.
Испытания на асфальте
Тесты зимних шин на асфальте проходили на отдельном полигоне в начале осени, когда температура окружающей среды снизилась до 4°…7°С.
Результаты шин сильно изменились. Лучшие результаты показывала «еврозима» Bridgestone. Напомним, что зимние шины европейского типа предназначены для эксплуатации на сухом и мокром асфальте при низких и отрицательных температурах.
Тормозной путь с 80 км/ч на мокром асфальте у Bridgestone очень короткий – 29 метров. Результат второго места – 37 метров, его показали шины Cooper, которые плохо выступали на снегу и льду. Лучшие премиальные шины скандинавского типа показали результат в 40 метров. Худший результат у японских Toyo – 49 с лишним метров.
Отставание скандинавских шин от европейской в тормозном пути со 100 км/ч на сухом асфальте сохранилось, но разница уменьшилась до 4-5 метров, но Toyo опять вылетели в конец таблицы с результатом, превышающим 51 метр.
В управляемости на мокром асфальте тест-пилот мчал по извилистой трассе, постоянно орошаемой водой. Самую уверенную и стабильную управляемость получил автомобиль на «еврозиме», а также на шинах Cooper. Все впечатления тест-пилота по поводу качеств всех шин в заездах на мокрой трассе приводим в таблице.
Впечатления от управляемости на мокром асфальте | |
Bridgestone | Эти шины демонстрируют совершенно иной уровень сцепления с мокрым асфальтом, тестовый Tiguan 2.0 TDI может мчать в поворотах на пределе своих возможностей. Отличная управляемость, автомобиль остается послушным на грани сцепления шин. Предельно нейтральная управляемость, совершенно без признаков избыточной поворачиваемости. |
Cooper | Удивительно неплохая управляемость, можно ехать быстро и точно. Шины сохраняют резервы управляемости при «перекручивании» руля. При отпускании газа в виражах наблюдается небольшая склонность к заносу. Также занос появляется в крутых поворотах при отпускании акселератора, то есть при разгрузке задней оси. |
Continental | Уровень сцепления с мокрым асфальтом чуть меньше, чем у Cooper, но управляемость более понятная и безопасная. Хорошие отклики на руль на высокой скорости, шины не сильно скользят при перекручивании руля, управляемость нейтральная в любых виражах. Может развиваться небольшой занос при отпускании акселератора и разгрузке задних колёс. |
Nokian | Неплохой уровень сцепления, при этом управляемость предельно понятная и безопасная на высокой скорости и в крутых виражах. Эти шины проявляют немного бóльшую склонность к заносу, чем Continental, но эта реакция понятна и предсказуема. |
Hankook | Заметно более медленные шины, которые довольно рано начинают скользить в поворотах и покидать траекторию. При разгрузке задней оси на входе в поворот (при отпускании акселератора) проявляется занос и снос одновременно. При резком входе в поворот развивается сильный занос – задняя ось соскальзывает наружу поворота. |
Michelin | Это небыстрые шины, которые рано скользят на мокром асфальте, но при этом сохраняют понятную безопасную управляемость. В быстрых виражах, когда передние колеса еще сохраняют сцепление, задние могут слегка соскальзывать наружу траектории. |
Yokohama | Похожий характер управляемости: общий уровень сцепления с мокрой дорогой невысокий, но скольжение передних колес не возникает внезапно. Занос проявляется плавно и на небольшой угол. |
Toyo | Эти шины показали наименьший уровень сцепления на мокром асфальте. Быстро и рано срываются в скольжение обеими осями, а затем могут внезапно перейти в занос, если передние шины зацепятся за асфальт. А при заходе на вираж с отпусканием акселератора возникает резкий сильный занос, с которым непросто справиться. |
Характер управляемости на сухом асфальте мы определяли по субъективным впечатлениям пилота. Перед ним стояла задача провести «переставку», т.е. смену курса движения на скорости 100, 110 и 120 км/ч плавно, а затем резко. Пилот пытался спровоцировать небезопасную ситуацию, затем поделился впечатлениями и выставил оценки по 10-балльной шкале.
100 км/ч плавно | 110 км/ч плавно | 120 км/ч плавно | 100 км/ч резко | 110 км/ч резко | 120 км/ч резко | ||
Bridgestone | 9,5 | По ощущениям, как летняя шина. Очень стабильные реакции, намёки на занос легко контролируются. | Возникает небольшой занос, который легко стабилизируется. | Аналогично: безопасно и просто. | Шины сохраняют сцепление с дорогой, занос не возникает. | Занос провялятся, вслед за первых махом может появиться второй. | |
Yokohama | 9,5 | Хорошая уверенная управляемость. | Абсолютно стабильная и безопасная управляемость без намеков на потерю контроля над машиной. | Возникает занос с тенденцией на второй мах. | |||
Hankook | 9 | Хороший зацеп, точный контроль над ситуацией. | Проблем не возникает, шины сохраняют сцепление с асфальтом. | Появляется занос, который легко контролируется и прекращается. | Возникает занос с небольшим вторым махом. Автомобиль остается послушным и контролируемым. | ||
Continental | 8,5 | Уровень сцепления чуть ниже, присутствует тенденция к заносу. | Проявляется скольжение задней оси, но контроль над автомобилем сохраняется. Занос легко прекращается. | Возникает занос с тенденцией на второй мах. | Занос глубже и требует активных контрмер по стабилизации автомобиля и контролю курса. | ||
Michelin | 8,5 | Неплохое сцепление с дорогой, безопасные реакции на маневр. | Развивается очень плавный занос, который довольно быстро прекращается. | Автомобиль послушно и стабильно выполняет маневр. | Возникает более глубокий занос, требующий подруливания для стабилизации курса. | Занос глубже и требует активных контрмер по стабилизации автомобиля и контролю курса. | |
Nokian | 8,5 | Развивается очень плавный занос, который довольно быстро прекращается. | Уверенно, но резко стабилизируется после проявления заноса. | Появляется занос с небольшим вторым махом. | Второй мах заноса чуть более резкий. | Занос довольно глубокий и требует активных контрмер по стабилизации автомобиля и контролю курса. | |
Cooper | 8 | Слегка размазанные, но все еще безопасные реакции. | Развивается очень плавный занос, который довольно быстро прекращается. | Развивается глубокий занос и второй мах кормы, нужно стабилизировать машину рулем. | Занос и второй мах проявляются более резко и на большие углы. | Вслед за заносом следуют два широких маха, которые требуют активного руления для стабилизации. | |
Toyo | 7,5 | Шина кажется очень мягкой – боковины мнутся, возникает занос. | Очень размазанные реакции, возникает занос и второй мах, который требует контрруления. | Возникает глубокий занос, требующий активного контрруления. | Резкий и глубокий занос, который приходится стабилизировать быстрым контр-рулением. | Вслед за заносом появляются два резких глубоких маха, которые непросто стабилизировать контррулением. |
Сопротивление качению
Еще один тест в программе испытаний – это инструментальное изменение сопротивления качению. Тест проводится на стенде по стандарту ISO 28580: на шины оказывается нагрузка в 80% от максимально допустимой, внутреннее давление составляло 2,5 бара. Разница в результатах небольшая. Большинство шин в нашей группе имеют небольшой уровень сопротивления качению. Наиболее высокий уровень сопротивления качению у шин Toyo, Cooper и Yokohama.
Итоги
Первое место в этом сравнительном тесте шин заняла единственная «еврозима» от Bridgestone. Модель Blizzak LM005 не оказалась беспомощной на льду и снегу, а затем доминировала на сухом и мокром асфальте. Среди скандинавских шин отлично выступили продукты премиальных марок Continental, Nokian и Michelin. Причем хотим отметить именно первые две из них – они хороши на льду и снегу, но также обеспечивают вполне безопасный тормозной путь на сухом и мокром асфальте. Далее следуют шины Cooper. Они провалили зимнюю часть теста – на льду и снегу они буквально беспомощны и безопасны, но сократили отрыв за счет неплохих характеристик на асфальте. Шины Yokohama и Hankook показали посредственные качества в зимней части теста, но вполне безопасны на асфальте. Шины Toyo показали хорошие результаты только в разгоне и торможении на снегу, а затем совершенно провалили асфальтовую часть испытаний.
Итоговое место | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
|
Марка | Bridgestone | Continental | Nokian | Michelin | Yokohama | Cooper | Hankook | Toyo |
Модель | Blizzak LM005 | VikingContact 7 | Hakkapeliitta R3 SUV | X-Ice 3 | IceGuard G075 | Weather Master WSC | Winter I*Cept IZ2 | Observe GSI-5 |
Индекс грузоподьёмности | 103 XL | 103 XL | 103 XL | 99 | 99 | 99 | 99 | 98 |
Индекс скорости | H | T | R | T | Q | T | T | Q |
Глубина рисунка протектора, мм | 8,2 | 8,5 | 9,0 | 8,2 | 10,1 | 9,3 | 8,6 | 10,0 |
Вес шины, кг | 10,7 | 11,8 | 11,9 | 11,9 | 12,6 | 12,2 | 11,7 | 12,2 |
Страна-производитель | Франция | Германия | Россия | Тайланд | Тайланд | Сербия | Корея | Япония |
Минимальная стоимость, бел. руб. | 340 | 330 | 339 | 244 | 274 | 130 | 240 | 250 |
Оценки за испытания | ||||||||
Торможение на льду x2* | 174,6 | 200,0 | 191,0 | 195,5 | 183,0 | 166,0 | 175,8 | 172,2 |
Разгон на льду | 74,8 | 100,0 | 89,8 | 93,4 | 88 | 76,3 | 79,4 | 83 |
Ледяной круг | 97,9 | 91,0 | 100 | 96,5 | 88,1 | 78,3 | 83 | 74,9 |
Управляемость на льду | 98,2 | 98,1 | 100 | 97,9 | 98,2 | 92,4 | 92,4 | 92,7 |
Торможение на снегу x2* | 175,7 | 183,5 | 186 | 200 | 173,4 | 175,7 | 178,1 | 188,4 |
Разгон на снегу | 94,6 | 98,0 | 99,2 | 100 | 96,5 | 95,8 | 89,2 | 99,2 |
Подъем в снежную гору | 100 | 97,4 | 100 | 99,0 | 99,2 | 97,2 | 97,4 | 96,5 |
Управляемость на снегу | 98,3 | 98,6 | 100 | 98,7 | 98,4 | 93,3 | 95,1 | 94,7 |
Промежуточный результат | 914,1 | 966,6 | 966,0 | 981,0 | 924,8 | 875,0 | 890,4 | 901,6 |
Торможение на мокром асфальте x2* | 200 | 146,4 | 143,6 | 129,5 | 129,7 | 156,3 | 133,0 | 118,0 |
Управляемость на мокрой трассе | 100 | 91,7 | 90,2 | 87,9 | 85,2 | 93,0 | 88,2 | 80,0 |
Торможение на сухом асфальте x2* | 200 | 179,8 | 182,3 | 175,7 | 171,9 | 177,7 | 177,2 | 164,1 |
Управляемость на сухом асфальте | 9,5 | 8,5 | 8,5 | 8,5 | 9,5 | 8 | 9 | 7,5 |
Сопротивление качению** | 27,7 | 28,7 | 30,0 | 27,1 | 21,4 | 23,1 | 27,8 | 23,3 |
Промежуточный результат | 537,2 | 455,1 | 446,1 | 420,2 | 417,7 | 458,1 | 435,2 | 392,9 |
Итог | 1451,3 | 1421,7 | 1412,1 | 1401,2 | 1342,5 | 1333,1 | 1325,6 | 1294,5 |
*За итоги этих тестов количество баллов удваивается | ||||||||
**весомость данных оценок — 30% |